Главная >> Пинюгская УЖД





ПИНЮГСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА






История

Отправная точка истории П́инюгской узкоколейной железной дороги выглядит несколько необычно. Всё начиналось со строительства ширококолейной железнодорожной магистрали, призванной соединить богатую лесами республику Коми с остальной частью страны.

В апреле 1929 года ОГПУ Советского Союза создаёт лагерное управление, специализирующееся на строительстве железной дороги от станции П́инюг до Усть-Сысольска (ныне Сыктывкар). Работы начались осенью того же года силами 2800 заключённых.

В 1932 году дорога, готовая на 30 процентов, была по не совсем понятной причине законсервирована. А после начала строительства в 1937 году железной дороги Коноша – Воркута, трудившиеся здесь заключённые были переброшены в район Беломорско-Балтийского канала.

В годы Великой Отечественной Войны рельсовый путь на участке Пинюг – Лопотово (берег реки Луза, недостроенный мост) был разобран. Рельсы отправили на прифронтовые железные дороги.

Пинюгский леспромхоз (первоначально – лестрансхоз) организуется в 1931 году. В 1930-е годы лес возили лошадьми на санях, а в летнее время – по «лежнёвкам» (дорогам с деревянным покрытием), сплавляли по небольшим рекам.

Однако вскоре после разборки железной дороги Пинюг – Сыктывкар было решено использовать её насыпь для прокладки лесовозной узкоколейной железной дороги. Имеются также упоминания о том, что первый участок узкоколейной дороги был открыт ещё до войны – в 1940 году.

В двух километрах от Пинюга (там, где линия проходит по высокой насыпи, а справа от неё простирается водоём) располагался 1-й лагерный пункт. На 12-м километре был 2-й лагпункт (по утверждениям старожилов Пинюга, там содержались поляки). Позднее, в 1950-е годы, он превратился в посёлок Каменка.

Участок узкоколейной железной дороги севернее Каменки, проложенный по насыпи недостроенной ширококолейной линии, действовал недолго. Основная магистраль строилась по другой трассе – к западу от него, через село Сухановское. Впоследствии она пересекла несостоявшуюся магистраль Пинюг – Сыктывкар почти под прямым углом, и была продолжена к востоку от неё.

«Седьмой разъезд», находящий на 6-м километре магистрали узкоколейной железной дороги, стал отправной точкой ещё одной, относительно крупной линии, ведущей на восток. В 8 километрах от «седьмого разъезда» появился лесной посёлок Мирное. Эту линию было решено соединить с Пушемской узкоколейной железной дорогой. Но соединительный участок действовал недолго.

В Сухановском, по некоторым сведениям, когда-то был колхоз. Но уже в 1960-е годы населённый пункт был признан неперспективным, и опустел. В 1970-х годах та же участь постигла и лесные посёлки - Каменку и Мирное.





С чем вошли в ХХI век

Пинюгская узкоколейная железная дорога в 2004 году может быть признана одной из лучших в области по своему техническому состоянию. Она работает, и работает неплохо. У каждого человека, которому не безразличны узкоколейные железные дороги, при поездке по ней улучшится настроение. Очень приятно видеть отличный, своевременно ремонтируемый путь, проложенный по капитальной насыпи, аккуратную станцию в Пинюге, не заваленную «мёртвым» подвижным составом, а главное – ощущать общую атмосферу этой дороги, которая является скорее рабочей, нежели депрессивной, как бывает на многих других узкоколейных дорогах.

Впрочем - конечно же, нет гарантии того, что вскоре ситуация не изменится в худшую сторону.



По данным на лето 2004 года, район лесозаготовок - кварталы к северо-востоку от бывшего посёлка Мирное (максимальная удалённость от него – около 3-х километров). Из Пинюга каждый рабочий день туда уходит рабочий поезд, состоящий из одного пассажирского вагона, и составы порожних сцепов. Имеются два плеча работы локомотивов: Пинюг – разъезд 7, разъезд 7 – места погрузки леса. Последний состав порожних сцепов, следующий под загрузку, обычно отправляется из Пинюга около 15 часов. Это является редкостью для нынешних лесовозных узкоколейных железных дорог – как правило, поезда уходят в лес лишь утром.

Магистраль узкоколейной железной дороги севернее разъезда 7 (на Каменку, и далее – на разъезд 23 квартал) также является действующей. Сейчас вывозка леса по ней не ведётся. Однако руководители Пинюгского леспромхоза пока не собираются разбирать её – они полагают, что магистраль необходимо сохранить на будущее.

Здесь также курсирует рабочий поезд, отправляющийся из Пинюга каждое утро (включая выходные дни). В бывший посёлок Каменка многие жители Пинюга приезжают на сенокос, а далее (в окрестности разъезда 23 квартал, обозначенного на топографических картах) едут лесники, проводящие здесь работы по лесоустройству.

Из обозначенного на картах, разобрана лишь ветка, уходившая на север (пересекающая реку Лачуг). Участок к востоку от разъезда 23 квартал когда-то продолжался ещё почти на 10 километров, пересекая реку Чирюг.



Пинюгская узкоколейная железная дорога на карте.
За основу взята топографическая карта масштаба
1: 200 000 «Кировская область»,
выпущенная 439-й ЦЭВКФ.







Раздельные пункты Пинюгской узкоколейной железной дороги
(согласно графику исполненного движения за 19 декабря 1987 года):
0 км Пинюг 6 км разъезд 7 12 км Каменка 16 км разъезд 57 21 км разъезд 32 26 км разъезд 9 27 км разъезд 11 квартал 35 км разъезд 12 квартал 39 км разъезд 23 квартал 36 км разъезд 63






Зимой магистральные участки узкоколейной железной дороги очищаются от снега, но движение по ним крайне незначительное – лес возят в основном по автозимникам.







Подвижной состав

В июле 2004 года на Пинюгской узкоколейной железной дороге в рабочем состоянии находилось 6 тепловозов. Каждый рабочий день на линию обычно выходило четыре локомотива.

Читаемые номера: ТУ6А-2261, ТУ6А-2798, ТУ6А-3067(?), ТУ6А-3(?)808, ТУ7А-3304, ТУ8-0220 (достоверность номера - под сомнением, тепловоз выглядит неотличимо от ТУ6А, привезён из Христофорово, по другим данным – из Таврического), ТУ8-0456.













__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________



ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ 22 и 23 июля 2004 года:




Локомотивное депо Пинюгской узкоколейной железной дороги (расположено к северу
от главной станции узкоколейной железной дороги).






Вид из той же точки в том же направлении, но со «сдвигом» влево.






Вид оттуда же в сторону станции.






Один из тепловозов ТУ6А у ворот депо.






Тепловоз ТУ7А на территории депо.






Стрелка на магистральной линии- здесь отходит ветка к депо. Вид в северном направлении.






Несколько южнее места, где был сделан предыдущий снимок. Начинается путевое развитие
(«предузловая» станция). Вид на юг, в сторону главной станции и нижнего склада.






Пути к югу от места отхода «деповской» ветки. Вид в сторону депо и в сторону леса.






Вид на «предузловую» станцию со стороны главной станции узкоколейной железной дороги
(она расположена южнее этого места).






Впереди - главная станция. Вид в южном направлении.






Участок пути, подводящий к топливозаправочному пункту (расположен вдали).






«Вокзал» (диспетчерская узкоколейной железной дороги) на главной станции.
Вид с северной стороны.






Пути, расположенные к востоку от «островного» здания диспетчерской узкоколейной
железной дороги. Вид с юга, со стороны нижнего склада леспромхоза.






Впереди - главная станция. Вид с юга, со стороны нижнего склада.






Вид приблизительно оттуда же в обратную сторону. Впереди - нижний склад.






Участок пути на нижнем складе. Вид в северном направлении, в сторону главной станции.






Пересечение с подъездным путём широкой колеи на нижнем складе.






Начало магистральной линии. Вид от границы посёлка Пинюг (недалеко от места,
где находится депо) в северном направлении.






Вид приблизительно оттуда же в обратную сторону. Впереди - посёлок.






Несколько далее, вид в северном направлении. Впереди - безлесное пространство,
где расположен разворотный треугольник.






Справа - отход пути «треугольника». На нём стоит состав порожних сцепов.






Безлесное пространство на 2-м километре от Пинюга, где когда-то находился 1-й лагпункт.
Вид в северном направлении.






Насыпь на 2-м километре, справа от неё находится водоём, обозначенный
на топографической карте. Вид в северном направлении.






Та же насыпь. Рабочий поезд (ТУ6А-2798, 1 пассажирский вагон) следует в Пинюг.






«Разъезд 7» на 6-м километре. Вид с юга, со стороны Пинюга.






Северная горловина «разъезда 7». Вправо уходит линия к бывшему посёлку Мирное,
прямо - магистраль на Каменку.






Впереди - бывший посёлок Каменка. Вид в северном направлении.






Вид в том же направлении из центра бывшего посёлка Каменка. Вдали, с правой стороны
от узкоколейной железной дороги, можно заметить сохранившийся дом.






Точка поворота линии в 1 километре севернее Каменки. Вид на север, в сторону 23 квартала.
В прямом направлении пролегала ширококолейная магистраль на Усть-Сысольск.
Сейчас на её месте - заросшая просека.






Тепловоз ТУ8-0220 (достоверность номера - под сомнением) у моста через реку Шелюг
в бывшем селе Сухановское. Вид в сторону разъезда 23 квартал.






Тот же тепловоз на том же месте, вид в сторону Пинюга.






Место пересечения магистральной линии Пинюгской узкоколейной железной дороги
и заброшенной железнодорожной линии Пинюг - Усть-Сысольск (приблизительно
29-й километр узкоколейной железной дороги).
Вид на восток, в сторону разъезда 23 квартал.






Место разветвления двух линий (приблизительно в 1 километре восточнее второго моста
через реку Шелюг, на 38-м километре от Пинюга). Вид на восток.






Разъезд 23 квартал, обозначенный на картах. Вид из западной горловины
в восточном направлении.






«Второй» мост через реку Шелюг, расположенный приблизительно на 37-м километре.
Вид на запад (в сторону Пинюга). Вдали - тепловоз ТУ8-0220 (?).






Тот же мост. Вид с северной стороны (левый берег реки).






Разъезд 11 квартал. Вид со стороны Пинюга.






Разъезд 32 квартал на 21-м километре. Вид с юга, со стороны Пинюга.






Тепловоз ТУ8-0220 (?) в бывшем посёлке Каменка (12-й километр). Вид с восточной стороны.






Начальный пункт «восточной ветки» (к бывшему посёлку Мирное), вид с восточной стороны.
Впереди находится путевой треугольник. Путь, ведущий прямо, приводит к «разъезду 7».






«Восточная ветка» в бывшем посёлке Мирное (здесь находятся сенокосные угодья).
Вид в восточном направлении.






Сравнительно новый участок, расположенный к северо-востоку от бывшего посёлка Мирное.
Вид в сторону мест погрузки леса.






Участок пути к востоку от бывшего посёлка Мирное. Вид из вагона рабочего поезда,
следующего в Пинюг.







14.03.2005 © С. Болашенко http://sbchf.narod.ru


назад

на главную страницу


Hosted by uCoz